Бандерлог

09.01.2020 17:21

Расскажу, как я познакомился с жизненным циклом АСУ по ГОСТу.

В 1980 году Совет министров СССР принял решение о разработке одной автоматизированной системы управления для военно-воздушных сил. Это было ещё при товарище Брежневе.

Я об этом тогда не знал, да и не мог знать, потому что мне было всего 10 лет. Я был юным пионером, ходил в школу, собирал металлолом и макулатуру и играл в школьной самодеятельности.

Время шло, я подрастал. Учился в школе, играл на скрипке, паял в радиокружке, побеждал в олимпиадах по математике, оказывал помощь подшефному колхозу осенью (собирал помидоры) и летом (пропалывал помидорные грядки).

Страна тоже не стояла на месте. Товарища Брежнева сменил товарищ Черненко, которого сменил товарищ Андропов, которого сменил товарищ Горбачёв, который объявил перестройку, гласность, новое мышление и борьбу с алкоголизмом.

Пришёл 1987 год. Я окончил школу. И как раз к этом году несколько крупных НИИ авиационной промышленности совместно с ВВС наконец разработали и согласовали Техническое задание на ту самую автоматизированную систему, решение о разработке которой было принято Советом министров СССР в 1980 году. Но я по-прежнему об этом не знал, да и не мог знать, потому что только что поступил в военное авиационное инженерное училище, на специальность «математическое обеспечение автоматизированных систем управления».

Время шло дальше. Я успел изучить архитектуру и язык ассемблера «больших» ЕС ЭВМ (советских клонов IBM/360), на смену которым внезапно пришли IBM PC, архитектуру и ассемблер которых тоже пришлось изучить. Женился, родилась дочка, заработал первые деньги в «левом» коммерческом проекте.

В 1992 году я выпустился из военного училища и молодым лейтенантом прибыл служить в Научно-испытательный институт ВВС. И вот тогда, наконец, узнал о проекте той самой АСУ, решение о разработке которой было принято в 1980 году Советом министров несуществующего уже СССР. К этом моменту группа НИИ авиационной промышленности как раз закончила разработку эскизного проекта и приступила к разработке технического проекта — то есть, собственно, к созданию системы.

Если вы подумали, что система существовала только на бумаге, то вы ошибаетесь. НИИ, отвечающий за её разработку, даже начал писать код! В отделении из нескольких десятков человек была одна женщина-программист (тогда уже пенсионного возраста). Она как раз осваивала новомодный тогда язык C++, и решила (довольно справедливо), что это язык гораздо лучше подходит для разработки новой системы, чем указанный в ТЗ Фортран. А остальные сотрудники отделения занялись разработкой и согласованием этого изменения в ТЗ.

Кстати, именно тогда я проникся мудростью людей, причисливших первый советский клон IBM PC к семейству Единой серии ЭВМ, назначив ему индекс ЕС-1840. Персоналки к тому времени уже окончательно вытеснили «большие» ЕС ЭВМ, которые гнили нераспакованными по всем НИИ бывшего Советского Союза. Но ТЗ в этой части менять было не нужно! В нём было указано, что АСУ должно использовать ЭВМ Единой серии как основу технического обеспечения.

В 1998 году я поступил в адъюнктуру Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского и уехал в Москву. Адъюнктуру я через год бросил, уволившись из армии, и началась у меня совсем другая жизнь. Поэтому я так и не знаю, чем закончилась история с этой АСУ, решение о разработке которой было принято Советом министров СССР в 1980 году.

Но, возможно, и теперь, спустя 40 лет, она продолжает кормить целые институты авиационной промышленности.