Важнейшими в работе аналитика являются два правила. Вот они.
Правило первое. Программные продукты создаются (пока ещё) для людей.
Правило второе. Программные продукты создаются (пока ещё) людьми.
Несмотря на капитанскую очевидность, понимание этих правил очень облегачает работу аналитика. А непонимание, соответственно, затрудняет.
Если продукт создаётся для людей, значит, нужно выявить этих людей, и все требования разрабатывать с учётом их интересов. Функции, фичи, бизнес-процессы, RFC и прочее — это не источники требований, а вторичный продукт. Если разрабатывать требования только на основе вторичного продукта, то на выходе получится тоже вторичный продукт, но другой.
Нет выявленного интереса — нет требования.
Чтобы лес (люди и их интересы) не терялся за деревьями (результатами анализа), крайне полезно использовать документ Vision. В котором перечислены все выявленные стейкхолдеры (включая пользователей, но не ограничиваясь ими) и их интересы. Этот документ должен стать компасом для команды, создающей продукт. С ним нужно постоянно сверяться, чтобы не завести развитие продукта в тупик.
Если продукт создаётся людьми (а не роботами и не ресурсами), то требования должны быть понятны этим людям. Со всеми свойственными им недостатками.
Люди не понимают и не запоминают всё с первого раза. Люди не любят читать длинные тексты, если для работы им нужно найти всего пару абзацев. Люди часто предпочитают картинки тексту.
Людям нужен контекст для решения задачи, но они не будут тратить время и силы на его поиск. И задача аналитика — дать им его. И дать в такой форме, которая удобна им, а не аналитику.
Если вы не понимаете этих правил, то вам рано идти в аналитики. А если понимаете, но не согласны с ними, то уже поздно.